А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка".


Домашняя
Тематическое планирование
Литература
Об авторе

Цель урока:

1. Познакомить с повестью А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".

1. Выявить жанровые особенности повести"Барышня- крестьянка.                                                                                               

2.  Проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения.

3. Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения.

Ход урока:

Литературная разминка. (Об авторе).

Какому автору принадлежат произведения, отрывки из которых сейчас прозвучат:

"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?" -

Говорит она ему.

 

Жил старик со своею старухой

у самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

 

Вот из моря вылез старый Бес:

"Зачем ты, Балда, к нам залез?"-

"Да вот веревкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя, корчить".

 

 

I. Введение нового материала.

- Найдите на с.113 в диалоге Ивана Калиныча и Проши новое для вас понятие. (Повесть). ПРЕЗЕНТАЦИЯ

- Прочтите диалог, выберите все, что говорят наши книжные учителя об отличительных жанровых особенностях повести.

(Учащиеся читают статью учебника.)

- Как мы озаглавим в тетради этот этап нашей работы?

(Жанровые особенности повести.)

II. Самостоятельная работа.

- Попробуйте сами сформулировать эти особенности повести как эпического жанра, основываясь на прочитанном материале.

(учащиеся работают самостоятельно; проверка. Если необходимо, дописывают.

Запись в тетради приобретает следующий вид:

1 В повести происходит много событий в жизни главного героя.

2. В повести много действующих лиц, но главных героев 1-2.

3. В повести одна сюжетная линия, связанная с главным героем.

4. Характер героя не меняется.

5. Повести могут быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.

6. Объем не имеет значения: повести бывают и большими и небольшими.

7. Важен образ повествователя.)

III. Продолжение введения нового материала.

Учитель: И первой повестью, над которой мы сегодня будем размышлять, будет повесть А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

- Что говорит Иван Калиныч о Пушкине?

(Учащиеся читают на стр. 115.)

- Из каких произведений А.С. Пушкина взяты приведенные здесь отрывки?

- Да, это были отрывки из литературных сказок А.С. Пушкина. А как вы узнали, что это литературные, а не народные сказки? (Указан автор, они стихотворные.)

IV. Далее предлагается тест по прочитанной повести.  ТЕСТ

V. Продолжение введения нового материала.

Учитель: Мы прошлись по сюжетной линии произведения А.С. Пушкина, теперь давайте определять, повесть ли это.

- Много здесь сюжетных линий или одна? Докажите.

- Попробуйте выделить эпизоды в этой повести.

- Важное значение в литературном произведении имеют люди, их характеры. Давайте посмотрим, как Пушкин создает характеры действующих лиц. Возьмем главных героев. Кто они?

- Какие средства раскрытия характеров вы знаете?

- Есть ли в повести портреты героев, как они их характеризуют?

(Работа с текстом.)

- Какие поступки совершают герои, как они их характеризуют?

- Дают ли другие персонажи оценки героям, какие? Найдите в тексте.

- Как представлена Лиза в повести? (В двух лицах.)

- Что хотел сказать Пушкин таким приемом, как раздвоение героини?

(Любят человека, а не его положение в обществе.)

- Изменяются ли характеры героев?

- Изменяются ли характеры героев?

- Есть ли в повести пейзажи, как они помогают понять героиню?

- Есть ли в повести художественные детали, характеризующие людей?

- А теперь самое главное: кто рассказывает читателю историю Лизы и Алексея? А.С. Пушкин? Присутствует ли он как действующее лицо? Найдите знак присутствия автора-повествователя. (Стр. 119-136.)

- Прочтите последнее объяснение Ивана Калиныча об этой повести. (Стр.137.)

- Итак, повесть входит в цикл "Повести Ивана Петровича Белкина". А.С. Пушкин не только их написал, но еще и выдумал автора-повествователя Белкина. Но мы с таким явлением в литературе уже встречались. Где? ( У Гоголя.)

- А.С. Пушкин, конечно, чувствуется в тех точных и выразительных характеристиках - оценочных словах, которые он придает каждому персонажу.

VI. Домашнее задание: выполнить задание Ивана Калиныча, выбрать и записать словесные обороты, которыми автор характеризует Лизу, Алексея, Берестова и Муромского.

 


Домашняя | Тематическое планирование | Литература | Об авторе

 Сведения о владельцах и авторских правах.
По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу [Почта проекта].
Последнее обновление: 18.12.2006.