Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой ИКТ – компетентности.

По программе «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника»

ссылки на сайты ИКТ  www.ikt.oblcit.ru и ОблЦИТ www.oblcit.ru

Фразеологизмы

  Презентация

Тема. Фразеологизмы

 

Цели: познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов.

Задачи:

  • развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;

  • научиться ориентироваться в изученном материале;

  • воспитывать любовь к слову и к родному языку; 

 

 

Ход урока

I.                Организационный момент.

 

II.           Вступительное слово учителя.

 

– Мы держим путь в страну Фразеология. Но въезд туда закрыт. Добродушный стражник хочет помочь нам. Он готов нас пропустить, но с условием, что мы ответим на все его вопросы.


Вопрос: что такое фразеологизмы? (Слайд № 7.)
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, скрипя сердце, обвести вокруг пальца.

(Слайд № 8.)
— Вы справились с заданием. Стражник открывает ворота в страну Фразеология и приветствует нас на пороге очень добрым фразеологизмом. Каким?
(Добро пожаловать!)


(Над воротами появляется надпись «Добро пожаловать!», и

ворота открываются.)

 

   1. Въезд в страну (Фразеологический конструктор).

(Слайд № 9.)

(Дети должны по значению узнать слова, составить из них фразеологизм и объяснить его значение. Задание получает каждый ряд.)

 

1-й ряд:

1. принять сидячее положение;
2. предлог;
3. часть тела, соединяющая голову с туловищем.

2-й ряд:

1. водное пространство;
2. предлог;
3. часть тела на ноге.

3-й ряд:

1. передвигать к себе;
2. домашнее животное;
3. предлог;

4. часть тела, которой виляет кот.

Ответы.

1.Ссесть на шею – обременить собой, заботами о себе;
2. Тянуть кота за хвост — надолго затягивать какое-либо решение или дело.
3. Море по колено — ничто не страшно.

– Совпадает ли значение фразеологизма со значением отдельных слов, входящих в него? (Дайте свои объяснения.)
– Итак, фразеологизмы – это несвободные, устойчивые, как бы застывшие сочетания слов.

 

   2.  Город мастеров. (Определите профессию.) (Слайд № 10 и 11.)

— Мы пришли с вами в город мастеров. Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий.
(Дети должны определить, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.)

1) Топорная работа;
без сучка без задоринки;
снять стружку;
разделать под орех. (Столяр.)

2) на один покрой;
трещать по швам;
семь раз отмерь, один раз отрежь;
шито белыми нитками. (Портной.)

3) калачом не заманишь;
    заварить кашу;
    толочь воду в ступе. (Повар.)

– Сделаем вывод. Откуда пришли в русский литературный язык очень многие фразеологизмы? (Из разговорно-бытовой речи, из речи людей разных профессий.)

 

   3.  Поселок синонимов и антонимов. (Слайд № 12 и 13.)

1) Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:

бить баклуши (бездельничать);
сломя голову (быстро);
в час по чайной ложке (очень медленно);
водить за нос (обманывать);
себе на уме (хитрый).

 

2) Подберите лексические антонимы к фразеологизмам

Засучив рукава.

Заварить кашу.

Тяжел на подъем.

Во весь опор.

Быть на седьмом небе. 

Вставить палки в колеса.

 

4.  Переправа. (Слайд № 14.)

-                  Чтобы продолжить наш путь, мы должны переправиться через реку. В этом нам решил помочь добрый лодочник. Но когда мы достигли середины реки, неожиданно началась буря. Лодочник сообщил, что буря утихнет, если мы сможем раскрыть значение фразеологизма буря в стакане воды.
(Буря в стакане воды – большое волнение по ничтожному поводу.)
     

-                   Уже в Древней Греции употреблялось выражение в буквальном переводе «гроза из корыта», которое обозначало то же самое: шум по пустякам, не стоящим внимания. Фразеологизмы, как правило, не могут быть дословно переведены на какой-нибудь другой язык.

         

5. Фразеологический зоопарк. (Слайд № 15.)            

-                   Вспомните, какие животные живут во фразеологизмах. Объясните значения фразеологизмов.

    Пишет как ... лапой (курица);
          Делить шкуру неубитого ... (медведя);
          На сердце ... скребут (кошки);
          ... носа не подточит (комар).

     

-                   Какие еще фразеологизмы, в которых использованы названия животных, вы знаете?

 

       6.  Кто вспомнит быстрее? (Слайд № 16.)

-      Некоторые ученые к фразеологизмам относят также пословицы и поговорки. (Их называют обычно крылатыми словами и выражениями.) Закончите начатые пословицы:
            Любишь кататься – ... .

Тише едешь – ... .

Лучше синица в руках, чем ... .

Не спеши языком, ... .

На вкус и цвет ... .

Готовь сани летом, а ... .
(люби и саночки возить; дальше будешь; журавль в небе; торопись делом; товарища нет; телегу зимой.)

 

     III.  Домашнее задание   

-       Выберите несколько фразеологизмов из записанных на уроке и придумайте ситуацию, в которой можно употребить данные фразеологизмы.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".