Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ-компетентности» по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» 

Разработка урока

 

Тема:  Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская» строфа.

Цель урока: Познакомить с системой образов, особенностями сюжета романа.

Обучать работе с опорной схемой.

 

Словарная работа: сюжет, лирическое отступление, конфликт.

 Оборудование: тест,

презентация

Ход урока:

I Орг. момент

 

II Беседа и реализация домашнего задания

 

- Кого можно считать главным героем романа? Почему?

- Попытайтесь определить роль второстепенных и внесюжетных персонажей?

- Что позволяет автору объединить всех этих героев в одном романе?

 

 Тест.

 

III Работа с опорной схемой

 

Драматические судьбы отражают судьбы лучших людей пушкинского времени.

Автор:

·        Незримо присутствует всегда и везде;

·        Принимает участие в судьбе героев;

 

 

В центре системы художественных образов

Онегин           Татьяна              Ленский


Представляют определенную категорию общества


«Высший свет»   Патриархальное   Дворянство
   дворянство

Являются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типа


«Лишний человек»           Идеал            « Романтическое
                              «русской души»          создание» 
______________________________________________________________

Объединяются автором – действующим лицом

 

·        Делится с читателями своими мыслями и чувствами;

·        Рассуждает о нравах и морали общества.

 

 

      IV Прослушивание заранее приготовленного задания. "Роль второстепенных персонажей".

 

V Работа с опорной схемой.

                Сюжет

 

Онегин – Татьяна                      Ленский – Ольга

 

1-я особенность:

Служит для развития        не развивается, помогает

основного конфликта         Татьяне понять Онегина

 

2-я особенность:

Главное действующее лицо – повествователь.

Лирические отступления повествователя – составная часть сюжета. (Спутник Онегина, антипод Ленского – поэта, защитник Татьяны-милой)

 

3-я особенность:

Образ повествователя раздвигает границы конфликта: в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях.

 

 

 VI Работа с текстом

 

Онегин и Татьяна как герои основной сюжетной линии. Две встречи – два письма.

- Охарактеризуйте Евгения Онегина. Пушкин нашел новый тип проблемного героя – «героя времени».

- В чем отличие Онегина от других, ему подобных?

- Вспомните затворничество Онегина – его необъявленный конфликт со светом в 1-й главе и с обществом деревенских помещиков во 2-6 – главах – только ли это «причуда», вызванная сугубо индивидуальными причинами: скукой, «русской хандрой», разочарованием в «науке страсти нежной»?

- Как проявил себя Онегин во взаимоотношениях с Татьяной?

- Что можно сказать по поводу дружбы Онегина и Ленского?

- Каково значение встречи Татьяны и Онегина в Петербурге?

- Почему автор все время размышляет о любви и дружбе, проводит Онегина через горнила обоих чувств?

- Только ли на основе характеристик автора мы можем составить представление о героях?

 

VII Разбор понятия «Онегинская строфа».

 

- «Евгений Онегин » выглядит как роман – импровизация. Эффект непринужденного разговора с читателем создается прежде всего выразительными возможностями четырехстопного ямба –излюбленного пушкинского размера и гибкостью созданной Пушкиным специально для романа «онегинской» строфы, включающей 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными мужские).

14 строк: 4+4+4+2. Это не сонет: I и II катрены не имеют сквозной рифмы, у каждого катрена своя система рифмовки (перекрестная, кольцевая, парная), заканчивается строфа куплетом (двустишием):

 см. презентацию 

Онегинская строфа позволяет передавать разнообразные интонации:

 

- эпические, повествовательные;

- разговорные.

Онегинской строфой написан весь роман за исключением некоторых вставных элементов: писем Татьяны и Онегина, песни девушек.

 

VIII Итог урока.

Роман требует болтовни»,- заметил в одном из писем Пушкин. Как  этот принцип художественной организации романа реализован в «Евгении Онегине»?

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".